Первый звук
Цель. Познакомить ребенка со звуками и научить его выделять в слове начальный звук.
Необходимые материалы. Материалы не требуются. В игру можно играть везде, где есть предметы, которые можно увидеть, — шагая по улице, убирая комнату или следуя к игровой площадке.
Количество игроков. От 2 до 6.
Время. Каждый период игры занимает менее 5 минут, поэтому играть можно в любое время, когда захочется повеселиться.
Как играть. В процессе игры участники отгадывают секретное слово. Один игрок загадывает предмет, который находится где-нибудь поблизости, и называет только первый звук слова. Например, если это мяч, то игроку нужно сказать, что слово начинается со звука /м /. Остальные участники игры должны угадать предмет. Они могут называть все предметы, которые видят вокруг и которые, по их мнению, начинаются на этот звук. Тот, кто угадает предмет первым, выигрывает.
Если игроки затрудняются назвать предмет, они могут задать «да-нет» вопросы, чтобы определить его месторасположение и предназначение. Например, они могут спросить: «Кто-нибудь носит его? Он на полу? Его можно держать в руках?» Если ваш ребенок не знает, как задавать «да-нет» вопросы, вы должны научить его этому и объяснить, как с их помощью определить секретное слово.
Модификации для детей старшего возраста. Эта игра прекрасно подходит для детей любого возраста, поскольку в ней нет ограничений в выборе слов. Дети старшего возраста часто более креативны в выборе слова. Одним из любимых примеров Черил является ее сын, который загадал ее контактные линзы и начальный звук /л/.
Подсказки и варианты. Эта игра может оказаться трудной для детей помладше, если они еще не знают, как отделять начальный звук от остальной части слова. Возможно, им понадобится несколько наглядных примеров, прежде чем они смогут играть. Чтобы облегчить им задачу, можете использовать вместо предметов имена игроков или их школьных друзей.
Если это слишком сложно, то вы или старший ребенок можете произнести звук и назвать слова, которые начинаются с этого звука, пока младший не поймет суть. Возможно, вам придется объяснить малышу, как задавать «да-нет» вопросы.
Развиваемые навыки. Ребенок должен усвоить, что слова могут начинаться с одного звука, и уметь называть такие слова. Когда он поймет, что все слова состоят из одних и тех же звуков, он увидит и то, что в них используются одни и те же комбинации букв. Для ребенка легче слышать и сравнивать звуки, когда они находятся в начале и в конце слова, поэтому начинать обучение следует с определения первого звука в слове. Цель игры «Первый звук» как раз и состоит в том, чтобы научить ребенка распознавать и выделять начальные звуки. Чтобы загадать секретное слово, ему нужно будет выбрать предмет, определить, с какого звука начинается оно, а затем произнести этот звук, не говоря оставшуюся часть слова. Этот навык потребуется ребенку для того, чтобы научиться читать.