Принятие неприемлемого
Я сознаю, как трудно и мучительно принять неприемлемое. Со своей стороны, родители жертв сразу же почувствовали свою вину за то, что не увидели, не поняли, не выяснили, за то, что сомневались и боялись натворить бед.
Мне же, психотерапевту, в первое время было так же нелегко, как и любому родителю. Когда такой ребенок, как Рита, рассказывает свою историю, я полна сомнений: правда ли все это? Не преувеличивает ли девочка? Не таится ли в ее словах давняя злоба на школьную подругу? Не желает ли она, как говорят дети, «порисоваться» или предстать в роли жертвы?
Какие бы вопросы я себе ни задавала, я все же не судья, да и на первых порах от них никакого проку. Либо ее рассказ — чистая правда, и тогда, безусловно, следует помочь юной жертве, либо она лжет, и в таком случае я непременно должна оказать помощь этому ребенку, ибо сочинительство подобных историй всегда является свидетельством психологического дискомфорта.
Моя роль сводится к тому, чтобы выслушать ребенка, помочь ему определить, что именно он чувствует, не воспринимать его рассказ как что-то банальное и, самое главное, не относиться к нему, как к обманщику. Все родители могут и должны обладать подобными качествами. Если ваш ребенок рассказывает вам что-то, что, по его представлениям, является актом насилия, а вам это кажется заурядным явлением, не оставляйте его слова без внимания («о, над тобой, верно, посмеялись. Тут нет дурного умысла, пустяки»).
На самом деле в этом возрасте даже столь «незначительное» проявление насилия, как насмешки, оскорбления и прочее, способны иметь трагические последствия и привести к психологическим расстройствам: стрессу, тревоге, ухудшению отношений со школьными товарищами или с близкими людьми.