Хронический стресс

Окт 30, 2011

.

Рассмотренный случай наглядно показывает, что стресс сам по себе является не болезнью, а реакцией организма на чрезмерное давление внешних факторов. Между тем повышенная нагрузка на человеческий организм может привести к соматическим симптомам, связанным с физическим и умственным истощением.

• Физические признаки хронического стресса Обычно у детей организм здоровый и относительно не затронут такими загрязнителями, как табак, чрезмерные дозы кофеина, алкоголь, лекарства или анксиолитические препараты, часто употребляемые взрослыми в борьбе со стрессом. Тем не менее в связи с все более ранним потреблением подростками различных вредных веществ можно задаться вопросом: а вдруг некоторые прибегают к ним, чтобы снять напряжение, связанное с состоянием стресса?

Если дело обстоит именно так, то расслабляющее действие некоторых лекарственных веществ (так же как и некоторых анксиолитических средств) грозит быстрым к ним привыканием.

Соматический стресс у детей главным образом выражается в дисфункциях без признанной патологии. Они скоро проходят, стоит факторам стресса ослабнуть. Так, например, боли в животе, достаточно сильные во время учебного года, в период каникул не дают о себе знать.

Физические симптомы детского хронического стресса — это в подавляющем большинстве расстройства сна (проблемы с засыпанием, пробуждение ночью, кошмары…), чрезмерный или плохой аппетит, брюшные или головные боли непонятного с физиологической точки зрения происхождения.

Когда организм уже ослаблен предшествующими патологиями, то стресс обостряет или увеличивает появление симптомов: аллергии, приступы астмы, кожные заболевания, тики, заикание, мигрени, рвота, понос… Наконец прекрасно известна связь между стрессом и снижением иммунитета. Дети в состоянии стресса особенно чувствительны ко всякого рода вирусам и бактериям и часто наведываются к педиатру.

• Психологические признаки хронического стресса Психическая гиперфункция, связанная с постоянными принудительными ограничениями и длящаяся слишком долго, приводит к изменениям. Тогда говорят о расстройстве адаптации. Оно определяется посредством:

— выявления одного или нескольких, поддающихся распознаванию факторов стресса, внезапно появившихся в жизни пациента;

— наличия отклонений в эмоциональной сфере и поведении и/или значительных нарушений навыков общения или успеваемости в школе, которые, если судить разумно, чрезмерны по сравнению с вызвавшими их факторами стресса.

Отклонения в эмоциональной сфере проявляются главным образом в виде составляющих депрессии: заниженная самооценка, чувство бессилия, тоска, торможение, апатия, частые страхи или составляющих, связанных с тревогой: волнения разного рода.раздражитель-ность, напряжение, приступы страха, не связанные с предшествующим событием, боязнь быть непонятым. У подвергнувшихся стрессу детей оба указанных эмоциональных аспекта довольно часто сосуществуют бок о бок.

В поведении симптомы проявляются в виде приступов гнева, напряжения или возбуждения, противопоставления себя окружающим или агрессивности. Детьми овладевают враждебные чувства, у них складывается впечатление, будто окружающие их не понимают, делают все, чтобы подавить их или подвергнуть испытанию.

Важно подчеркнуть, что эти симптомы в считаные месяцы проявляются и обостряются у ребенка, который до того времени выглядел вполне счастливым. Вот почему родители редко догадываются о происходящем. Другой причиной может быть то, что они склонны не придавать большого значения переживаниям ребенка, или ребенок замкнут и мало чем делится, а то и вовсе молчит о маленьких и больших событиях в своей повседневной жизни.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Тэги

Добавить в