У каждого свой предел

Сен 4, 2011

Поставьте самую быструю спортивную машину (даже красную со вставшим на дыбы конем) на гонку с болидами Формулы-1 и попробуйте, выжав из нее все, что можно, прийти на ней первым. И вы перед самым финишем наверняка увидите, как взорвется мотор вашего автомобиля.

Так же и ребенок, если его возможности переоценены, рискует в скором времени оказаться в затруднительном положении. Почему-то сейчас привыкли думать, будто феи, слетевшись из всех краев, склонились над колыбелью вашего только что рожденного малыша и что он одарен всевозможными совершенствами. Конечно, он будет самым красивым, самым умным и без всякого труда первым во всем, за что ни возьмется. Только не пора ли родителям забыть сказки о феях и, сняв розовые очки, увидеть своего сына или свою дочь такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими нам бы хотелось их видеть. Мне часто доводится видеть очень способных детей, на которых родители, однако, постоянно давили с единственной целью: чтобы они походили на идеальный, существующий лишь в книгах образ ребенка. У ребят-то и расстройств никаких особых не было, если не считать того, что они не отвечали высоким требованиям, предъявляемым их родителями к созданному ими же образу. В результате у их чад появилось чувство вины, они поддались стрессу и стали недооценивать себя.

Как ни парадоксально, но и ребенок, на которого не давят, тоже, как и тот, от которого требуют слишком много, оказывается подвержен стрессу.

«Какая несправедливость, доктор! Каждый раз, когда учительница задает вопрос, я тяну руку. Она же не спрашивает меня, говоря, что мне пора и другим дать ответить. Я быстрее всех делаю упражнения, и потом мне бывает скучно. Стоит мне подурачиться, и я тут же начинаю корить себя. На перемене никто не хочет играть со мной. Я не понимаю. Я успеваю в школе, и мне кажется, будто все именно этого и ждут от меня (даже мой брат, хотя родители и не устают твердить ему, что я делаю домашнее задание одна и что он не такой способный, как я). Друзья в школе иногда говорят мне, что я слишком умная. Однако, по-моему, я ничем их не лучше и не хуже: мне тоже хочется играть и совершать глупости. Я постоянно боюсь быть отвергнутой и потому решила плохо учиться, лишь бы только не выглядеть белой вороной».

Недостаточная загруженность способствует тому, что дети начинают чувствовать себя ущемленными. Доказано, что как загруженный, так и не загруженный работой сотрудник в равной мере подвержены стрессу. Исходя из этого факта, мы, клиницисты, делаем такой же вывод и в отношении учеников, как чрезмерно подвергающихся давлению, так и оставленных в покое (первых, как показывают статистические данные, гораздо больше, чем вторых).

Похожие Посты

Тэги

Добавить в