Сопротивление

Окт 27, 2011

На втором этапе работа психотерапевта направлена на то, чтобы помочь ребенку восстановиться. Даже рискуя показаться склонной к крайностям, следует отметить: насилие хоть и оставляет неизгладимый отпечаток, все равно благодаря лечению ребенок сумеет найти скрытые в нем силы, которые позволят ему прожить счастливую жизнь несмотря на перенесенную травму. Мы называем данный фактор «сопротивлением». Оно включает в себя те же основные элементы, которые входят в понятие «личность»: вера в себя и окружающих, правильная самооценка, навыки общежития, изобретательность и вкладывание сил в придающую вес деятельность.

В случае Рита вера в себя и других была разрушена еще задолго до травмировавшего ее события. Так, она мне поведала, что на первом году обучения в начальной школе она отказалась быть прихвостнем такой же несносной девчонки, как Дарья. Раздосадованная девица сделала ее тогда козлом отпущения. Хотя сей барышне и было всего восемь лет, она подвергла Рита настоящей нравственной травле: над ней насмехались, то и дело потрошили ранец, похищали и прятали письменные принадлежности, рвали тетради. В довершение ко всему эта девчонка запретила кому бы то ни было разговаривать с Рита под страхом подвергнуться такой же каре. Изгнание сказалось на умонастроении Рита: она поклялась себе, что никогда больше не станет изгоем, даже если ради этого придется дружить с такими, как Дарья. Именно для того, чтобы не взойти на очередную Голгофу, она и согласилась стать подругой Дарьи, хотя и считала ту гнусной.

С того времени Рита потеряла веру в себя. Она все время боялась сказать какую-нибудь глупость перед всем классом и стать предметом шуток и насмешек. Чтобы не быть изгоем, девочка не пускалась ни в какие споры, всегда прикидывалась согласной и старалась никого не задеть. Она полагала, будто лишена индивидуальности и не в состоянии завести настоящих друзей. Зная, что некоторые могут ею помыкать как пожелают, но не ощущая в себе достаточно сил, чтобы воспротивиться подобному обращению, Рита постепенно утратила почти всякое к себе уважение. Также и ее навыки общежития (то есть ее способность взаимодействовать с окружающими к обоюдной выгоде как для себя, так и других) понесли изрядный урон. Рита тем не менее сохраняла живость воображения (она много рисовала), веру в собственную семью, была хорошей, пускай и скромной ученицей. Благодаря вышеперечисленному ей удавалось придавать себе вес и и не до конца потерять уважение к себе. Однако травма, нанесенная Дарьей, разрушила все то, что девочка умудрилась сохранить, и, ввергнув ее в состояние стресса, породило у Риты чувство вины.

Все эти расстройства можно лечить как в индивидуальном порядке, так и в группе. В лоне последней Рита обрела внимательное отношение к своим словам и уважение — и не только с моей стороны, но и со стороны всех присутствующих детей. Здесь ей помогли вернуть утраченные навыки общения. В свою очередь, это позволило ей поверить в себя и утвердиться во мнении окружающих. В результате к девочке вернулась уверенность в собственных силах, сильно пошатнувшаяся вследствие описанных выше событий.

Прошло три года, и Рита блестяще учится в коллеже. У нее появилось несколько настоящих, преданных подруг, исполненных уважения к ее личности. Хоть девочка чуть и побаивается третирования и возможного насилия над собой, она чувствует себя более подготовленной и, если что, постоит за себя.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в