Пусть они помечтают

Сен 15, 2011

.

В настоящее время принято полагать, будто если дети по горло загружены занятиями, то они и узнают больше и учиться будут гораздо лучше. Отчасти за подобное умонастроение ответственны мы — психологи и психиатры. Мы показываем родителям функциональные возможности новорожденного и даже внутриутробного зародыша. Исследования в области развития нервной системы у ребенка ясно демонстрируют, что не используется и четвертой части от половины функций головного мозга и что для их развития достаточно постоянно стимулировать ребенка. Эти научные данные были неверно истолкованы. Вот почему родители, в большинстве своем, считают, что их дети — потенциальные гении, и заставляют их трудиться сверх всяких разумных пределов. Делая так, они начинают думать, что маленькие дети — это своего рода компьютеры, которые необходимо доверху напичкать разными программами и затем выставить на продажу.

Новорожденный целыми днями открывает окружающий его мир. Понять значение каждого вашего жеста и, в свою очередь, повторить его, освоить окружающее — каждый психомоторный навык стоит ему уйму физических и умственных усилий. Это одна из причин, почему он столько спит. Во время сна грудной ребенок отдыхает, а также анализирует сведения и знания, приобретенные им эмпирическим путем. Эти периоды покоя, следовательно, необходимы для обучения.

Что касается ребенка, то у него протекают те же процессы. Вот почему педиатры точно определили правильный режим жизни: десять, по крайней мере, часов сна и питание, способное восстановить не только энергетические затраты роста, но также и те, что уходят на приобретение навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Мы, психологи и психотерапевты, включаем сюда и время на то, чтобы помечтать, моменты «ничего-неделанья», которые позволяют им сделать перерыв в процессе обучения и беспрепятственно унестись на крыльях фантазии.

В такие временные промежутки дети выплескивают избыточное напряжение, сочиняя истории, в которых они являются главными действующими лицами. Здесь, как правило, они могут наконец-то поменяться ролями. Так, они примеряют на себя роль учительницы (которая к тому же часто наказывает), играют в маму и папу (лучше бы вам не слышать в такие минуты собственного ребенка!) или даже в непобедимого супермена. Благодаря этому детям удается избавляться от ежедневного стресса. Спорт, досуг в лоне семьи, перепалки с братьями и сестрами, рисование, различные игры, купание, телевизор, куклы, коллекционирование — вот столько существует способов управления стрессом, и все они необходимы. Надо, чтобы тело и мозг иногда расслаблялись: надлежит восстанавливать физические и интеллектуальные силы, истощенные долгими часами внимания и сосредоточенности, ушедшими на усвоение школьной программы.

Если вы читаете книги о стрессе у взрослых, то скоро поймете: основой его управления является состояние покоя. Любой тренер скажет вам: если спортсмена поставить перед фактом непрерывного проведения Олимпийских игр, то через непродолжительное время силы его истощатся, и, следовательно, его результативность сойдет на нет. Подвергаясь слишком большому стрессу, он не будет способен на спортивные достижения. А ведь мы требуем от наших детей, чтобы они всегда были на высоте: проявляли одаренность не важно по какому предмету, были послушны, сосредоточенны, внимательны, самостоятельны, прекрасно учились и… в будущем стали выпускниками политехнической школы! Под таким грузом прогнется не один ребенок. Вот почему многие дети не занимаются: от них требуют слишком много в чересчур нежном возрасте.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Тэги

Добавить в