Привязанность

Сен 24, 2011

Будущее ребенка зависит также и от привязанности его к окружению.

В 1940 году английский психоаналитик Джон Боулби писал, что ребенок способен устанавливать особые и дифференцированные отношения с главным предметом привязанности, обычно матерью. Эта связь служит ему основой безопасности, позволяющей исследовать мир общественных отношений и эмпирическим путем определять круг своих обязанностей. Мэри Энсуорт, ученица Боулби, сумела впоследствии доказать: чем большую уверенность мать вселяет в свое чадо, тем легче ему расстаться с ней.

Я не перестаю подчеркивать: «успокоенный» ребенок может без страха оставить свою родительницу. Иначе говоря, тот, у кого все отлично, придя в детский сад, едва говорит родителям «до свидания» и в учебном классе сразу устанавливает контакт со своими маленькими товарищами. Подобное отношение вовсе не свидетельствует о том, что он вас не любит. Напротив, он довольно сильно привязан к вам, поэтому у него появляется желание исследовать новый мир, не подвергаясь при этом стрессу. Вы для него — надежная опора. Ему известно, что он может покинуть вас, ибо за разлукой всегда следует встреча. К тому же ему приятно встречаться с другими людьми, заводить новые знакомства, отчет о которых вы получите по возвращении.

С самого начала между матерью и ребенком устанавливается надежная привязанность. Первое время эта связь носит главным образом осязательный характер. Младенец сохраняет физическую близость (руки, визуальный контакт), а также исследует окружающий мир. Мало-помалу он составляет представление о своей матери. В первую очередь с помощью какого-нибудь затрагивающего его объекта- например, молодой женщины. Затем мысленный образ закрепляется и сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Такие дети менее всего боятся встречи с чем-то новым: им известно, как извлечь из стресса пользу. Они превращают его в движущую силу, что помогает им подробнейшим образом исследовать окружающий мир и с успехом проявить себя в нем.

«Став матерью, я узнала, что такое тревога, — рассказывала мне одна молодая мама. — Раньше я без всякой боязни могла отправиться куда угодно. Сейчас же, когда я иду на ужин, в кино, беспокойство не оставляет меня ни на минуту. Какая же мука доверить кому-то дочь.

Я все время опасаюсь, что с ней что-то не так сделают. Я оставляю приходящей няне подробную инструкцию, начиная с идеальной температуры для детского рожка до телефонных номеров педиатра или службы «Скорой помощи». Раньше я хотела серьезно заняться своим профессиональным ростом и была согласна, не считаясь со временем, брать на себя решение самых сложных задач, чтобы продемонстрировать во всем блеске свои деловые качества. Сейчас же мне не терпится побыстрее очутиться дома и заняться с дочкой уроками. Стоит у Изабель закапать из носа, я беру отпуск по болезни ребенка и мчусь к врачу. Я понимаю, что беспокоюсь сверх меры и тем самым вселяю в нее тревогу, но не в моих силах совладать с собой».

Не кажется ли вам, что женщина некоторым образом бросилась в другую крайность? Не обманывайте себя! Уделять много времени собственному ребенку, даже тревожиться по этому поводу — явление нормальное. Однако чтобы стать надежной опорой, предмет привязанности должен создавать чувство уверенности, следовательно, ей самой необходимо вести себя более уверенно. Родителям ежедневно приходится совершать подвиг.

Между тем, судя по научным работам Мэри Энсуорт, существуют три типа матерей, подвергающихся из-за детей особым видам стресса. Это сдержанные, навязчивые и ненадежные матери. (Напоминаем, что данные работы были выполнены в 40-х годах XX века, в эпоху, когда изучали только связь между матерью и ребенком (мы-то заглянем гораздо дальше). При этом говорилось, что окружение, особенно отец, не оказывают влияния на формирование личности, характера ребенка и создание основы его безопасности.)

Первые доходят до того, что не реагируют на призывные крики ребенка и не вступают с ним в общение. Они в подавляющей своей массе пребывают в состоянии глубокого стресса или сильной подавленности и не способны выйти из этого и проявить заботу. Постоянно разочаровываясь в своих ожиданиях, ребенок перестает искать утешения в их близости. У младенцев появляется отчужденность. Все новое ввергает их в состояние стресса, вызывает резкий упадок сил, однако теперь они уже не ищут защиты у предмета своей привязанности.

Навязчивые заранее уже решили, что является благом для ребенка, и заставляют того принять их выбор, не учитывая ни его характера, ни потребностей. Подобные матери держат своих детей в ежовых рукавицах и растят из них маленького робота, обязанного поступать так, как желают они. Оказавшись в незнакомом месте, таком, как школа, ребенок теряется и не знает, как вести себя без указаний матери. Он сомневается в собственных способностях и впадает в состояние стресса от предъявляемых ему требований.

У ненадежных матерей ответная реакция применительно к потребностям их малышей меняется: то они слишком навязчивы, то чересчур отдалены. Непредсказуемость их поведения создает состояние тревоги у ребенка. Тому приходится добиваться материнского расположения, и он не пытается ни исследовать свой социальный круг, ни изучить свои обязанности.

Успокойтесь! Материнское поведение не неизменно, и если вы, быть может, подпадаете в некоторые моменты под ту или другую категорию или приближаетесь к ней, то данные периоды, как правило, скоротечны и не влекут за собой никаких последствий. И наоборот, их стабильность или повторяемость грозит следующим: ваш ребенок придет в беспокойство и подвергнется большему, чем обычно стрессу (если только не повстречает тех, кто сможет обеспечить его безопасность).

Похожие Посты

Тэги

Добавить в