Оперативная память

Сен 29, 2011

Ученик учится в меру собственных возможностей. Все то, что он открывает, ему объясняют, и то, с чем он сталкивается, остается в памяти, равно как положительные и отрицательные последствия его действий. Таким образом, создается нечто вроде «живого запоминающего устройства», полного приобретенных знаний, которые сослужат службу при повторном возникновении тех же обстоятельств. Весьма вероятно, что в первый раз маленький ребенок завопит от страха, внезапно услышав гул пылесоса. Однако, если его мать или тот, кто находится рядом, объяснит ему, что это за предмет, первоначальный испуг пройдет. Знакомство с данным прибором, его назначением и безобидностью — при соблюдении определенных правил инструкции — позволит малышу увидеть в нем всего лишь обыкновенный бытовой прибор, который больше не будет повергать его в состояние стресса. Также и овладение ездой на велосипеде поначалу кажется делом опасным. Однако чем чаще ребенок катается на нем, тем меньше боится. Впрочем, катание на велосипеде может обернуться бедой, если юный велосипедист, чересчур уверовав в себя, забудет про безопасность и решит порулить «без рук» и без каски.

Сначала всякая новинка воспринимается мозгом как нечто потенциально опасное по одной простой причине: это ему еще не известно. Лишь со временем, знакомясь и осваивая новинку, он убеждается в ее безвредности. Однако данное понимание не так легко дается, ибо рассудочная деятельность ребенка может и не достигать уровня, необходимого для осмысления совершенного им открытия.

Возьмем в качестве примера электрические соединения. Трудно, да и бесполезно объяснять годовалому ребенку, что такое переменный ток и что его тело — прекрасный проводник электрического разряда. Лишь позже, когда в нем появится и укрепится понимание опасности, твердое и ясное «нет» станет означать для него запрет. На третьем этапе он научится пользоваться соединениями без риска для жизни. Однако лишь к подростковому возрасту у него сложится полное представление о внешних и функциональных характеристиках, а также о том, какую опасность они в себе таят.

Следовательно, ребенку сначала необходимо получить информацию, а затем достичь такого уровня развития, при котором станет возможным ее полное усвоение.

Собранные сведения упорядочение откладываются в памяти. Однако ознакомление с объектом или обретение понимания ситуации всегда связано с эмоциональными проявлениями (удовольствием, возбуждением, страхом, радостью и т. п.), вызванными открытием. Таким образом, когда вы вновь сталкиваетесь с тем же объектом или обстоятельствами, мозгом «определяются» их внешние параметры. Узнавание сопровождается проявлением того чувства, что было вами испытано при первой встрече.

Став взрослым, Пруст ест «мадлен» и вспоминает пережитые в детстве приятные моменты. Если, съев их, он лишь будет себя укорять, то, значит, это печенье не имеет для него прежнего вкуса.

Родители, подталкивая своего ребенка к познанию нового, могут в процессе запоминания влиять на эмоциональную составляющую. Вот почему в одинаковых обстоятельствах один ребенок видит потенциальную угрозу, а у другого они не вызывают и малейшего беспокойства.

Так и у десятилетнего Давида занятия мотоциклетным спортом не вызывают отрицательных эмоций. Его родители позволяют ему носиться по деревне со скоростью 250 км/ч, не опасаясь, что он попадет в аварию. Вернувшись в город, этот сорвиголова превращается в испуганного ребенка, не смеющего в одиночку и носа из дому высунуть. Следует сказать, что его мать, родом из деревни, так и не привыкла к городской жизни. Для нее город — это скопище похитителей детей и педофилов, готовых отнять у нее сына. Женщина не перестает твердить об этом своему отпрыску, и потому стоит мальчику показаться на улице, как у него начинает гулко биться сердце и на лбу выступают капли пота. Оглядываясь по сторонам, Давид высматривает, нет ли поблизости подозрительных типов, и при малейшем намеке на опасность готов броситься сломя голову домой.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в