Оценка информации

Окт 1, 2011

.

В любых обстоятельствах ребенок благодаря полученной заранее информации сможет оценить сложившуюся ситуацию с двух сторон.

1. Представляет ли она для него опасность?

2. Есть ли у него способ справиться с ней?

Будь мы и впрямь вычислительными машинами, мозг смог бы, основываясь на чистой логике, дать ответ на первый вопрос: он, запустив целевую программу сортировки, объективно бы взвесил факторы риска и безопасности. Однако ничего такого не происходит, ибо, как мы уже говорили, «программа сортировки» мозга эмоционально нагружена. Смотря по обстоятельствам, он то главным образом изыскивает факторы риска, то, напротив, совершенно не обращает внимания на опасность. Случай с Давидом — прекрасное тому свидетельство. Мальчик, носясь на мотоцикле по деревенским улицам, не чувствует грозящей ему опасности, но в городе видит на каждом углу детоубийц.

Ответ на второй вопрос зависит от того, ощущает ли ребенок в себе силу (или испуг).

Чувство господства над окружающим развивается постепенно. Новорожденный думает, что он составляет со своей матерью единое целое и что только она способна удовлетворить его потребности. В таких случаях говорят, что управление передано «вовне», в том смысле, что субъект полагает, будто он не способен изменить ход вещей и что все то, что к нему поступает, — это результат действия внешнего мира. Он считает себя неспособным изменить ход вещей и не вырабатывает способов адаптации к окружающему миру. Говоря другими словами, чем младше ребенок, тем меньше у него опыта и тем больше возможных причин подвергнуться стрессу. По мере развития психомоторики ребенок опробывает свои возможности и степень воздействия на окружающих людей. Так, например, малыш узнает: стоит ему лишь протянуть пальцы к тому пресловутому запретному электрическому соединению, и вы тут же обрушиваетесь на него с суровыми, даже гневными предупреждениями или же начинаете нервничать. Какова сила воздействия, не правда ли? Таким образом, он понимает, что в силах оказывать влияние на события. Управление переходит «внутрь». Подрастая, ребенку приходится все чаще сталкиваться с проявлениями повседневной жизни, и он вынужден все активнее искать и находить способы противостояния им. Исследования стресса у взрослых продемонстрировали, что люди в подобном состоянии сохраняют ощущение внешнего контроля.

Ощущение собственных возможностей и власти над окружающим приводит к понятию «воспринимаемый стресс», к осознанию того, что при стрессе не столь важен вызвавший его фактор, сколь отношение к нему. Я надеюсь этими словами заставить вас понять: если во взрослом состоянии вам кажется, будто школьное обучение не дает повода для стресса лишь потому, что вы сами в эти годы обрели внутренний контроль, то с вашими детьми дело может обстоять иначе.

Они делают первые шаги на долгом пути. Чтобы ослабить стресс, напрасно стараться преуменьшать его роль и даже не обращать на него внимания. Лучше всего, признав его существование, подумать вместе с ребенком, что можно противопоставить ему.

Например, когда ребенок жалуется: «Завтра у нас контрольная по математике, а я страсть как ее боюсь!», не выпроваживайте его со словами: «Полно, не так уж страшен черт!» Вы тем самым оставляете его наедине с его страхами, не предложив ему никакого выхода. Лучше узнайте, чего именно он боится, что он раньше делал для успешного написания других контрольных. Пусть вспомнит, какие шаги были предприняты им для получения положительной отметки. Продемонстрируйте ему его способности и поделитесь с ним некоторыми уловками, которые помогут ему использовать свои возможности с большей пользой. Чем больше ребенок убеждается в собственных способностях, тем сильнее развивается в нем внутренний контроль (управление) и растет самооценка. Вы можете, в конце концов, сказать ему, что вполне нормально иногда сомневаться в своих силах и что вы сами боитесь трудных совещаний у себя на работе.

Предоставить информацию, помочь вновь обрести ему уверенность в собственных силах и применить свои способности, поделиться личным опытом — все это прекрасные способы того, как снизить воспринимаемый ребенком стресс.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Тэги

Добавить в