Обретение веры в себя

Сен 19, 2011

.

Александра стала проходить курс лечения. Всякий раз рассказывая о своих делах в школе, она повторяла одно и то же: «Я бездарь и не стою ваших стараний». Тогда я попросила ее рассказать мне о тех ситуациях, в которых она не испытывает чувства беспомощности. Я преследовала цель подвести ее к мысли, что у нее имеются определенные способности.

Иногда мы возвращались к ее домашним урокам, чтобы вновь исподволь поставить ее перед той задачей, которую она считала для себя невыполнимой. Например, выучить стихотворение. «У меня нет памяти, мне ни за что не справиться с этим заданием», — говорила она.

— Вот как, у тебя нет памяти? Давай-ка все-таки посмотрим. Ты прочтешь вот эти три строчки и попробуешь продекламировать их наизусть.

Даже если она запоминала всего одну строчку, и то было прекрасно. Такое небольшое упражнение давалось с единственной целью: приободрить девочку, чтобы она взялась за учебу. Александра сама должна была убедиться в том, что сохранила необходимые навыки и требуется только одно: вновь пустить механизм в ход.

Также я изыскивала способ, как заставить ее не отзываться о себе уничижительно. Так, показывая мне свой диктант, Александра констатировала: «Я сделала пять ошибок. Видите, какая я бездарь!»

— Представь себе, что ты должна обучить чтению малыша из подготовительного класса… Если с первого раза у него ничего не получится, ты что, тут же заявишь ему, что он бездарь?

— Ах, конечно же нет…

— Тогда почему ты себя обзываешь «бездарью»?

Когда Александра присоединилась к группе, я продолжала раскрывать девочку для нее самой, разрушая сложившиеся у нее стереотипы в отношении себя. Дети в состоянии стресса сосредоточены только на себе и ведут весьма уничижительный внутренний диалог, поддерживающий низкую самооценку. Дети даже не отдают себе отчета в этом. Также я попросила их придумать сценку, в которой бы они вслух произносили свои упреки, обращая их в чужой адрес. Они долго отнекивались: «Так не делается. Это чересчур обидные слова». После этого им стало ясно, каким образом мысленный настрой усугубляет их душевные муки. Они научились более объективно высказываться на свой счет.

Благодаря группе самоутверждения можно не только улучшить успеваемость, но также обрести самоуважение и научиться строить отношения с окружающими, ведь у ребенка, проводящего большую часть дня в школе, все это взаимосвязано. Делая мало-помалу успехи в учебе, Александра смогла вновь поверить в себя, более того, открыла перед окружающими душу. Теперь с легким сердцем идя каждое утро на занятия, она не думает больше об этом, как о «каторге».

Как только у ребенка налаживаются учеба и отношения со сверстниками, можно вернуться к беседе с родителями и попытаться узнать, почему вообще сложилась подобная ситуация. Приступать к этапу, когда родителям предстоит поведать свою историю, поделиться мыслями, чаяниями и сожалениями, никогда не рано, ведь нелегко бывает отыскать причины страданий ребенка. Работая в одной команде с психотерапевтом и замечая у детей успехи, родители освобождаются от чувства вины и обретают уверенность в собственных педагогических способностях. Диалог становится более действенным, дает панорамное представление, позволяет проникнуть в суть. Он вооружает знанием, и благодаря этому повторение пройденного уже невозможно.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Тэги

Добавить в