Обретение ребенком своего места

Ноя 18, 2011

С Машей мы работали в двух направлениях.

Сначала следовало подвести ее к критическому осмыслению собственных взглядов посредством игры в вопросы и ответы: «Что для тебя означает быть первой? Какие для тебя в этом положительные и отрицательные стороны? Ты бы желала этого для кого-нибудь другого?»

Сложность заключается в том, что Маша охотно бы признала, что ее взгляды грешат крайностями, но только на определенных условиях: «Согласна, доктор, нельзя быть лучшей во всем и везде, но это касается остальных, поскольку я — дело другое».

Благодаря убежденности в том, что она «дело другое», девочке понадобится больше времени, чтобы переменить мнение о себе. Впрочем, она регулярно посещала мои занятия, охотно участвовала в обсуждениях, но явно желала придать им интеллектуальный характер. Словесные схватки с лицом, считающимся «нарциссистами» равным им по умственному развитию, то есть с врачом, оживляют их, но весьма мало меняют отношение к окружающему миру. К счастью, Маша все-таки ребенок, и она постепенно смягчила свои воззрения.

Второе направление в моей работе — «поставить ее на свое место». Для этого были привлечены родители: они должны были перестать подчиняться своей дочери. Желаете пример? Когда девочка просила, чтобы они проверили ее домашнее задание, то одного раза ей было мало, и она была готова раз десять ответить им урок, пока у нее не пропадало малейшее сомнение — и родители во избежание драм подчинялись ее требованиям. Поэтому они должны были научиться устанавливать предел: «Ты уже раз ответила- и довольно». Конечно, девочка возражала: «Нет, вы ничего не понимаете. Я не достаточно хорошо знаю урок. Завтра, когда учительница спросит меня, я плохо отвечу». Тут возможны два подхода: либо родители, занявшись своими делами, позволяли разразиться грозе, либо они овладевали ситуацией, переводя разговор в иную плоскость: «Не тебе тут командовать», «Ты знаешь урок», а также «Хватит заниматься, пора и на улицу». Игры и прогулки, поначалу неохотно принятые Машей, не раз пробуждали в ней детскую натуру, давали «проколы» (порой служившие предлогом для взрывов раскатистого смеха), что, в свою очередь, не замедлило привести к следующему выводу: можно проиграть в игре, но получить удовольствие от дурачеств в семейном кругу.

Таким же образом строилась работа и с Павлом. Ему при всяком удобном случае напоминали, что он ребенок, и не ему контролировать взрослых. Ему было запрещено подслушивать беседы родителей по телефону. Родителям же было запрещено талдычить одно и то же объяснение («Одного раза довольно. Я уверен: ты все понял и теперь можешь повторить сказанное мною»). Постепенно мальчик начинал осознавать: даже если он чуть «отпустит вожжи» и не все будет подчинено ему, хуже от того не станет. Работа с такими детьми требует терпения: обязательно столкнешься с противодействием, дурным расположением духа, упреками…

Похожие Посты

Тэги

Добавить в