Маша, или Нарциссический стресс

Ноя 6, 2011

— Я не выношу, когда проваливаюсь на занятиях, — заявляет одиннадцатилетняя Маша.- Это приводит меня в бешенство.

— Что означает для тебя провал на занятиях?

— То, что я глупа.

— Ну, так что же?

— Другие почувствуют свое превосходство надо мной.

— Ну и что?

— Мне это не по нраву.

— Что это значит для тебя?

— То, что я уступаю им.

— Ну и что тут такого?

— Мои оценки будут хуже, чем у школьной подруги.

— Что с того?

— Подумают, что я дура.

— Ну и что?

— Это неправда. Я гораздо умнее других. Я должна добиваться успеха во всем, поскольку я самая лучшая. Мне не по себе, когда ученики или преподаватели думают, будто я не умна. Мне нравится быть первой, пускай меня и трясет перед каждым занятием. Я не могу справиться с собой и впадаю в панику, когда учительница возвращает проверенные тетради. Меня никогда не покидает страх, что у моей подруги отметка будет выше. Как только тетрадка оказывается у меня в руках, я сравниваю свои оценки с ее. Обычно у меня лучше, но бывает, что и у нее. Я ненавижу подобные моменты. Потом она не захочет со мной говорить, ведь я дура.

— Чего ты боишься?

— Того, что она почувствует свое превосходство надо мной. Вам не понять. Даже родители не понимают меня. Когда я приношу домой плохую оценку, они говорят, что это пустяки. До них просто не доходит!

— Какую оценку ты считаешь плохой?

— Когда меньше восьми из десяти.

— Ты впрямь полагаешь, что отметка свидетельствует об уровне интеллекта и что подруга перестанет дружить с тобой из-за плохой успеваемости? Ты бы отказалась от дружбы с тем, кто у вас в классе на плохом счету?

— Нет, но я-то дело другое. Я должна быть лучшей и не желаю ничего менять!

Цель данного диалога — выявление личных взглядов ребенка. Короткие, четкие и намеренно повторяющиеся вопросы направлены на то, чтобы помочь ребенку как можно точнее выразить свои мысли и позволить нам проследить их ход. Так Маша, упомянув вначале о своих мнимых опасениях, затем произнесла: «Я должна», и последние слова вызвали в группе вопль негодования.

Надо сказать, что Маша слишком уж большого мнения о своей небольшой персоне. Девочка отказывает себе в праве на ошибку, считает, что может быть понята только высшими существами, и по отношению к остальным кажется холодна и безразлична. Будь она взрослым человеком, мы бы сказали: у нее есть все признаки того, что в психологии называют «нарциссической личностью». Термин «личность» не применим к ребенку на стадии развития, поскольку он еще не является неким цельным образованием. Однако в последние годы мы становимся свидетелями следующего обстоятельства: количество детей с подобным складом мышления лишь увеличивается, причем их возрастная планка все более и более снижается.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в