Лечение жертв, подвергшихся сильному стрессу

Окт 24, 2011

После констатирования травмы и принятия на себя ответственности за лечение жертв, подвергшихся, как Рита, сильному стрессу, дальнейшие события развиваются в два этапа.

В первую очередь следует избавить ребенка, который считает себя ответственным за все произошедшее, от чувства вины. Вот в качестве примера диалог, состоявшийся между мной и Рита:

— Я должна была предвидеть все, я должна была пригласить сначала Дарью, а потом Лену.

— Могла ли ты представить, что Дарья отреагирует таким вот образом?

— Нет, конечно. Тем не менее если б я пригласила ее первой, то всего этого и не случилось бы. И потом, не нужно было в любом случае заходить в туалет…

— Ты могла поступить иначе?

— Я должна была крикнуть Лене, чтоб она защищалась. Мне и самой нужно было бы драться… не знаю. Мне следовало бы догадаться. Плохая из меня подруга…

Чувство вины — довольно распространенная реакция. Жертвам физического и сексуального насилия кажется, будто они спровоцировали нападающую сторону и не предприняли никаких мер, чтобы остановить обидчика. Признаем, кстати, что сомнение в отношении рассказа и вызываемые этим вопросы истолковывались как недоверие. Именно это зачастую и становилось причиной того, что дети отказывались от своих слов.

Таким же образом умаление значения случившегося («Это не серьезно», «Да из тебя чуть не веревки вьют», «Тебе надо только ответить») создают у ребенка впечатление, будто он не умеет постоять за себя и, следовательно, в том, что случается с ним, есть немалая доля его вины. Объяснить заблуждающемуся ребенку, что виновен не он, а обидчик, — основной этап в процессе заживления травмы. Это понимание предполагает, что окружающий мир (родственники, школа, семья…) признали в ребенке жертву и что нападающая сторона понесет наказание.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в