Катя, или Родительский стресс

Ноя 27, 2011

Родители Кати, которому три с половиной года, вошли в мой кабинет. Немедля облазив все углы и обнаружив ящик с игрушками, он занялся найденными в нем машинками. Встревоженные мсье и мадам Г. протягивают мне табель.

— Доктор, у нашего сына в детском саду дела идут из рук вон плохо.

— Вот как, но почему вы не привели его ко мне?

— Да вот же он, Катя.

— Простите, я не совсем вас понимаю. Так у этого человечка нелады в саду?

— Все довольно просто. В детском саду вот уже три месяца ведут журнал, куда записывают все, чему дети научились. Ну и вот наш сын по-прежнему спускается по лестнице, переступая со ступеньки на ступеньку одной ногой, не может самостоятельно ни надеть пальто, ни нарисовать человечка. Мы весьма обеспокоены.

— А каков ваш сын в жизни?

— Это ребенок подвижный, любопытный, изобретательный. У него фантастическая память: он может повторить рассказанную ему накануне сказку. Ему нравится складывать головоломки, и он любит играть в футбол с отцом. У него есть друзья, и его часто приглашают в гости.

— Следовательно, не будь тех замечаний в табеле, вы бы ко мне не пришли.

— В общем, да.

— Что вас так тревожит?

— Если он уже в детском саду отстает, то представьте себе, что будет дальше: ему ни за что не одолеть программу коллежа. Мы же стремимся дать ему все то, что поможет добиться успеха в этой жизни.

— Вам не кажется, что вы в очень уж мрачные тона облекаете будущее вашего сына из-за нескольких лестничных ступенек, пальто и рисунка, к тому же детских?

— Но жизнь — не такая простая штука. Сейчас в мире труда трудно найти себе место. Мой муж полтора года пробыл без работы, и мне бы не хотелось, чтобы нашему сыну довелось хлебнуть из сей чаши.

— Моя жена права. Мы живем в волчьем мире, где море по колено и горы по плечу только самым сильным парням. Слабакам здесь не место.

— Считаете, что ваш сын слаб?

— Разумеется, нет, но мы опасаемся за его будущее. Притом вы, специалисты, сами говорите, что ребенок формируется до шестилетнего возраста. А некоторые и пуще того заявляют: детей будто бы надо учить еще до рождения. Я читаю множество книг на эту тему, ибо не хочу дать маху с его воспитанием. Я как-то купила ему игрушки, развивающие способности к учению, и, по-моему, крупно опростоволосилась!

— Сейчас речь идет о еще не сформировавшемся ребенке, а вы касаетесь взрослой темы — темы безработицы. Не кажется ли вам, что мы с вами говорим о разном?

— Столько всего слышишь о сегодняшней молодежи, о насилии, наркотиках, безработице, что сознаешь, сколь важно с самого раннего возраста уделять детям внимание. На то мы и родители. Когда наш ребенок преуспеет в выбранной им профессии, тогда мы и сочтем свою задачу выполненной.

— Вы и впрямь думаете, что если вашему ребенку потом будет трудно найти работу, то в этом ваша вина? Разве ваш муж ходил без работы несколько месяцев из-за своих родителей?

— Нет. Предприятие, где я работал, обанкротилось, и всех уволили. Мне не удавалось отыскать работу из-за возраста. Родители же мои занимаются торговлей в провинции. Они воспитывали меня с любовью, и благодаря им я всегда уверен в себе.

— Тогда уж не полагаете ли вы, что ваш страх перед будущим сможет помочь вашему сыну обрести веру в себя? Обязательно ли ему, начиная с трех лет и все последующие годы обучения, успевать во всем? Вы в его годы умели обращаться со столькими приборами?

— Раньше было другое время, да и у нас не было того, что сейчас есть. Катя уже умеет пользоваться компьютером. По словам его воспитательницы, у него очень богатый словарный запас, он весьма самостоятелен и подвижен. Она сказала нам, что нисколько не тревожится насчет его успехов в учебе, однако прежде чем окончательно успокоиться, мы бы хотели знать ваше мнение.

— Судя по тому, что я могу наблюдать сейчас, и по тому, что вы мне рассказали об отношениях в семье, саду и с окружающими людьми, нет ни малейшего намека на патологическое расстройство психики. Зато меня беспокоит ваш стресс — ведь дети так чувствительны. Если его будущее вам рисуется в одних черных красках, то, боюсь, он не осмелится встретиться с ним лицом к лицу. Мальчик и без того раньше срока с успехом проявил свои способности во многих областях. Разве не имеет он права хоть в чем-то быть не столь способным? Ведь злосчастный табель, так вас беспокоящий, не отражает того, как обстоят его дела в детском саду на сего-дняшний день; не доказывает он вам и того, что в ближайшие месяцы все останется без изменений. Притом из девятнадцати наблюдаемых функций не освоены только три. Лишь последние привлекли ваше пристальное внимание, и вы совершенно упустили из вида остальные шестнадцать. Такой способ мышления, характерный при стрессе, мы называем «ошибкой в восприятии информации». Вы видите только то, чего боитесь, то есть трудностей, ожидающих вашего ребенка в будущем.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в