Индивидуальная терапия в группе

Сен 11, 2011

Данный способ лечения быстро доказал свою эффективность. Психотерапевтам, обученным этой методике, в 80-е годы пришло в голову, что ее можно использовать не только в случаях с отдельными больными, но также и в группе. Наличие сразу нескольких пациентов сыграло значительную роль. Человек, боящийся общения с другими, больше не чувствовал себя одиноким. Он знакомился с окружающими, принимал их и ни разу не высказался против их присутствия. Разыгрывание сценок на глазах у группы оказалось, безусловно, не только более плодотворным приемом, но и приблизило пациентов к повседневной действительности. Уважительное отношение к чужим расстройствам и взаимный обмен маленькими «хитростями» поднимали дух даже у самых закомплексованных больных, которые смело бросались навстречу тому, что прежде неимоверно пугало их.

В 90-е годы XX века данную методику стали применять и при лечении детей. Она позволяла последним делиться тем, что произошло с ними за день, и рассказывать о выпавших на их долю трудностях. Групповая терапия оказалась для детей полезней, чем для взрослых. В группе, как выяснилось, можно было почти всегда добиться положительного результата. На самом деле, ведь даже если ребенок в рамках индивидуального лечения и соглашался разыгрывать сценки с врачом, то он довольно часто отказывался использовать полученные навыки в своем окружении. И какова же причина отказа, на которую постоянно ссылаются? «Я очень хочу верить вам, доктор, но вы взрослый и потому не знаете, что творится на переменах. Мои школьные приятели поступают не так, как вы».

Вот почему разыгрывание сценок и высказывание суждений в группе одной возрастной категории вызывает к этой методике больше доверия, и ее становится легче применять во внешнем мире.

Присутствие других детей также играет значительную роль в познавательной деятельности (мыслительных навыках) тех, кто постоянно находится в состоянии беспокойства. При стрессе вся рассудочная деятельность, все мысли подчинены одному. Говоря другими словами, все крутится вокруг личных тревог. Таким образом, ребенку становится не по себе при мысли, что до него никому нет дела и что окружающие не поймут его, ведь у них не жизнь, а райские кущи. Он быстро взвинчивается, т. к. ему кажется, будто никто не замечает его тревоги, и окружающие, в отличие от него, чувствуют себя непринужденно. Он становится робким и бесхарактерным. В группе он осознает, что он не один такой и окружающие не столь уж, как ему казалось, твердо держатся на ногах.

Кристина пришла к убеждению, что у всех, кто с ней заговаривает, одно на уме: поиздеваться над ней или напасть на нее. Даже лестные слова в свой адрес она рассматривала как попытку умаслить ее с единственной целью: чтобы впоследствии ею было легче управлять.

В группе она повстречалась с другими детьми, у которых были такие же, как и у нее, проблемы. Благодаря этой встрече девочка смогла «сместить центр» своих помышлений и открыть душу чужим страданиям.

На каждом сеансе рассматривался сюжет, заимствованный из повседневной жизни ребенка.

• Как поступить в ситуации?

• Как не быть изгоем?

• Как защитить свою индивидуальность?

• Как отвечать на оскорбления, вымогательство денег и насилие?

• Как разговаривать с учительницей или преподавателем, чтобы не вызвать с их стороны недовольства или чтобы тебя не оставили после уроков на несколько часов в школе?

• Как отвечать урок, читать вслух, идти к доске, не боясь насмешек остальных учащихся?

• Как улаживать ссоры между друзьями?

• Как объяснить родителям свою боязнь плохо сделать уроки независимо от того, выполнены ли они под надзором их, преподавателя или в кругу друзей?

• Как привыкнуть к стрессу, вызываемому школьным ритмом, домашними заданиями, состязаниями, кто первым в классе правильно решит задачу или напишет без ошибок упражнение?

Похожие Посты

Тэги

Добавить в