Быть, как?

Ноя 12, 2011

Маша попала в сети этой системы. Более того, в ее случае недостаточно было «быть, как…», следовало быть «лучше, чем…». Опрятный наряд сидит на ней лучше, чем на окружающих. По ее мнению, ее хорошие оценки имеют ценность только тогда, когда они выше отметок школьных товарищей. Это стремление наглядно свидетельствует о ее чувстве превосходства, отражающее тем не менее отсутствие веры в себя: «Если я не первая, то я ничто», — думает подверженная нарциссизму девочка, для которой существуют лишь две грани: все или ничего. Она даже мысли не допускает, что между этими двумя крайностями возможно промежуточное поле. В данном случае нарциссизм является одновременно и причиной, и следствием стресса. Причиной вот почему: Маша, например, постоянно ставит перед собой задачи, которые ей никто не навязывает («У меня должна быть лучшая оценка», «Что случится, если моя подруга станет учиться лучше меня?»). Следствием же потому, что, борясь со своими опасениями оказаться не на высоте, она в качестве защитного механизма выбирает нарциссизм.

Психиатрам, работающим с подростками, хорошо известен идентифицирующий поиск, проводимый подверженным крайнему нарциссизму лицом. Новое здесь то, что эти механизмы проявляются у детей во все более раннем возрасте и зачастую не под влиянием семьи. Родители Маши отнюдь не вбивали дочери в голову, будто она должна быть первой. Девочка сама подчинялась созревавшим внутри нее требованиям. Из этого следует, что бессилие, осознанное Александрой, — свидетелями чему мы уже были, — является расстройством, осознанным в результате психической деятельности, тогда как нарциссизм в определенных случаях может оказаться расстройством, вызванным складом характера и привязанностью.

Похожие Посты

Тэги

Добавить в