Неполная семья

Июл 2, 2011


 

К сожалению, неполная семья уже стала статистической нормой благодаря большому числу разводов и внебрачных детей. А реальность ставит такой вопрос: что такое воспитание ребенка в неполной семье? Может ли оно быть таким же успешным, как и в семье с обоими родителями?

В течение длительного времени было принято считать, что для гармоничного развития ребенка семья с двумя родителями обязательна, что ребенок, воспитывающийся, допустим, у одной матери, будет неизбежно неполноценен.

Однако это может быть и верно, но лишь отчасти и для определенных условий. Этими условиями в первую очередь является окружение, в котором живет семья.

Если растущий без отца ребенок видит, что он единственное исключение из правил, что у всех вокруг отцы есть, а тем более если ему дают понять ненормальность его положения, оскорбляют («безотцовщина») или жалеют («сирота при живом отце»), то, безусловно, это не может не сказаться на самооценке ребенка и его психической стабильности.

Однако сейчас такая ситуация встречается все реже и реже. В городской школе в классе может быть и треть, и половина детей, у которых папы живут отдельно. Ситуация стала приближаться к той, которая была после войны, когда у большинства детей отцы не вернулись с фронта.

Конечно, в каком-то отношении послевоенным детям было легче, так как у них отсутствие отцов было освящено их геройской гибелью на поле брани, а не объяснялось прозаически: разошлись с мамой». Однако и теперь у ребенка, который остаётся в неполной семье (обычно материнской), есть реальная возможность не чувствовать себя и свою семью в чем-то ущербными, не «как все».

Большинство проблем, возникающих в неполных семьях, ложно разделить на две группы. Это проблемы материальные и проблемы психологические.

Материальные проблемы возникают преимущественно из-за недостаточной помощи общества таким семьям и безответственности покинувшего семью родителя.

Материальное и жилищное положение неполных семей в целом по Союзу заметно хуже, чем семей с обоими родителями. Кроме того, мать, воспитывающая детей одна, часто вынуждена взваливать на себя двойной груз забот и по обеспечению семьи, и по ведению домашнего хозяйства. Она больше устает, у нее меньше времени на занятия с детьми, она становится более раздражительна и менее внимательна к их нуждам.

Так внешний стресс порождает внутренний, и проблема, которая могла быть решена достаточно легко и безболезненно, становится для семьи серьезной и грозной.

Несколько большая безнадзорность и педагогическая запущенность детей в неполных семьях может объясняться не собственно отсутствием мужского воспитания, а крайней перегруженностью матери.

На психологический мир неполной семьи оказывает влияние и отношение окружающих. Если в среде, где живет такая семья, принято считать, что незамужняя или разведенная женщина неполноценна — это может стимулировать мать ребенка на лихорадочные поиски мужа.

Все неудачи, с которыми она сталкивается при воспитании ребенка, такая женщина склонна приписывать отсутствию мужского влияния. Нередко в таких случаях женщина выходит замуж «за того, кто взял», не взвесив ни своего отношения к этому мужчине, ни его отношения к себе и ребенку… Результаты таких браков обычно плачевны.

Таким образом качество воспитания ребенка в неполной семье зависит не от самого состава семьи, а от отношения окружающих и прежде всего матери к своему безбрачию и одинокому родительству.

Как показывают исследования, негативное влияние на психику ребенка оказывает не само наличие или отсутствие отца, а отношения между родителями и отношение родителей к нему самому. Именно поэтому доля малолетних правонарушителей в полных, но конфликтных семьях выше, чем в неполных.

Если мать не считает ребенка обузой, препятствием для устройства личной жизни, не воспринимает свое одинокое родительство как собственную неполноценность, а живет достаточно насыщенной, полнокровной жизнью, не пренебрегая работой, удовольствиями, дружбой и в то же время не считая обременительной совместную жизнь с ребенком, заботу о нем,  тогда ребенок будет развиваться вполне гармонично.

Особую трудность представляет для незамужней женщины воспитание сына. Ученые говорят в этих случаях об отсутствии «ролевой модели». То есть такого человека, подражание которому помогло бы мальчику осветить мужскую «роль».

Это, пожалуй, одна из наиболее значительных сложностей, присущих неполной семье независимо от всего остального.

Однако если мы оглянемся вокруг, то мы увидим, что и в полных семьях предлагаемая мальчику «ролевая модель» часто очень далека от совершенства.

У какого мальчика больше шансов вырасти действительно мужественным? У того, кто ежедневно наблюдает, как мама решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи (в глазах ребенка на ней держится мир: благодаря ей есть что поесть, одеть, знаешь, что можно, чего нельзя и т.п.). И это на фоне возлежащего, обессиленного папы, обычно чем-то вяло недовольного… Или у того мальчика, который воспитывается на идеальной модели: мужчина  это тот, кто должен оберегать женщину (и он действительно храбро входит в темную комнату, чтобы зажечь матери свет). Это тот, кто должен заботиться о ней (и он помогает ей нести тяжеленную сумку с продуктами). Это тот, чье мнение имеет вес (а он любит давать маме советы, и она к ним прислушивается).

Кроме того, семья обычно живет не в вакууме, «ролевой моделью» мальчика может стать собирательный образ мужчины, с которым он постоянно сталкивается: дедушка, приятели отца, мамы пожалуй, самая серьезная проблема неполной семьи  это отсутствие не мужчины как такового, а отношений между любящими мужчиной и женщиной, свидетелем которых становится ребенок в благополучной, полной семье.

Это потеря действительно трудно восполнила. Ребенок лишен возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как они проявляют любовь, заботу, как принимают решения, как умеют понять друг друга с полуслова.

Общение, которому обучается ребенок в неполной семье с любящей умной матерью,  это все-таки общение «ребенок — взрослый». Для таких мальчиков несколько выше вероятность того, что в своих будущих любовных отношениях они будут легко попадать в несколько инфантилизированную зависимость от женщины, которую будут склонны идеализировать даже больше, чем это вообще свойственно влюбленности и юношескому возрасту.

Особый интерес представляет материнский деспотизм в неполных семьях. Очень решительные, властные женщины — часто именно такие, со свойственной во всем решительностью, подают на развод, именно они не боятся трудностей, связанных с разводом, и уверены в своих возможностях прожить самостоятельно. Как показывают исследования, нередко такие матери являются «поставщиками» невротизированных, послушных, боязливых сыновей (то есть впоследствии немужественных мужчин) и таких же властных, активных, решительных, в глубине души или открыто презирающих мужской пол дочерей (то есть неженственных женщин). Должны сказать, что мальчики в такой ситуации страдают значительно больше, у них возможно возникновение неврозов, других отклонений в развитии, девочки же чаще становятся психологической «копией» матери. Но у дочерей больше трудностей в будущем, связанных с искаженной, неестественной женской «ролью».

Обратный вариант  это «бессильная» мать. Девизом такой женщины можно считать фразу: «Я не справляюсь». Она легко впадает в растерянность при каждом выборе, необходимости принимать решение, она не знает, как вести себя в случае детской шалости, как ввернуть лампочку и обращаться с деньгами («Вот был бы мужчина в доме»,  любит повторять она). В стрессовых ситуациях ее обычная реакция  апатия или слезы. Нередко эти матери сами страдают неврозами. Утрата мужа нередко подрывает их самооценку, усиливает состояние беспомощности перед жизнью.

В таких случаях у сыновей повышен риск психопатизации, отклоняющегося поведения («все дозволено»), заболевания алкоголизмом.

Что же касается дочерей, то существует вероятность, что они вырастут похожими на мать и в отношениях с мужчинами будут чувствовать страх перед ними; попадать в глубокую зависимость от мужа и нередко свекрови.

Девочки, выросшие в такой семье, больше других рискуют выйти замуж за человека грубого и деспотичного…

Из всего сказанного следует, что главная проблема неполной семьи коренится в характере воспитывающего родителя, отношении его к жизни и своей семейной ситуации. В этом смысле неполная семья мало чем отличается от полной.

 

Похожие Посты

Добавить в