Теперь пишем

Май 18, 2011

.

Помогаем своему ребенку развивать навыки письма

В современном обществе о человеке судят по его речевым способностям, умению формулировать мысль и самовыражаться. Поскольку устная речь вашего ребенка развивается, то по ней окружающие будут судить об уровне его интеллекта. Представьте себе ребенка, которого вы видите в магазине и который указывает пальцем на то, что он хочет, вместо того чтобы попросить. У вас моментально складывается соответствующее впечатление относительно его интеллекта.

Когда ваш ребенок пойдет в школу, он должен будет использовать свои языковые навыки на более высоком уровне, поскольку учителя будут требовать от него не только умения правильно говорить, но и писать. Однако прежде чем ваш ребенок начнет писать, ему придется овладеть еще многими навыками. В первую очередь, он должен научиться держать в руке карандаш или мелок. Требуется большая практика, чтобы из простых каракулей стали получаться буквы. Во-вторых, он должен научиться понимать устную речь. И наконец, что самое важное, он должен осознать, что письмо — это устная речь в письменной форме.

Иногда дети боятся написать слово на бумаге, потому что не уверены в правильности его написания. Но если мы объясним нашим детям, что нас интересует содержание, а не техника, то мы дадим им возможность проявить творчество и воображение. Правописание и пунктуация будут отработаны на уроках в школе. Поэтому когда ваш ребенок пишет дома, пусть он будет столь же креативным в правописании, как и в содержании. Поначалу это может быть трудным для вас, но вы заметите, что ребенку будет гораздо легче выразить свои мысли и чувства, если ему будет позволено выйти за рамки традиционных правил.

Мы все хотим, чтобы дети учились писать правильно, но этот способ письма (писать слова так, как они звучат) развивает фонематическое понимание, которое поможет ребенку овладеть навыками чтения и письма.

Это не означает, что правописание не важно. Мы включили в эту главу некоторые игры, развивающие у ребенка навыки правописания, которые вы поможете ему закрепить, выполняя домашнее задание вместе с ним.

Ваш ребенок учится не только писать, но и выражать свои мысли и чувства. Он становится более внимательным к окружающему его миру. Если вы будете хвалить письменные работы своих детей за содержание и творческий подход, вы внесете огромный вклад в развитие их самоуважения, которое, в свою очередь, является очень важным фактором в развитии навыков письменной речи.

Один неблагоразумный редактор сказал Луизе Мей Олкотт, что она никогда не сможет написать что-то такое, что понравится широкой публике. Нам повезло, что она никогда не сдавалась. Но решительность при таком негативном давлении — крайне редкое явление. Мы не желаем, чтобы наши дети испытали это на себе. Мы хотим, чтобы им нравилось то, что они пишут.

Люди любят делать то, что у них получается хорошо. Если мы поможем нашим детям в чем-то преуспеть, они, естественно, захотят заниматься этим дальше.

К сожалению, в современной начальной школе развитию навыков письма уделяется недостаточно внимания. Когда-то письмо было неотъемлемой частью учебного дня. Оно было включено во все виды деятельности ученика. Но сегодня во многих школах письмо преподается как отдельный предмет и не связывается с другими школьными занятиями ребенка. А этот навык нельзя развивать изолированно от других.

Так как же мы можем помочь нашим детям? В исследовании Департамента образования «Что работает» говорится: «Дети, которых поощряют за проявление творчества в рисовании и написании рассказов в раннем возрасте, позже учатся писать сочинения гораздо легче и чувствуют себя более уверенно, чем те, у которых данной поддержки не было». Было установлено, что те дети, которым было разрешено писать на выбранные ими самими темы, стали более успешными авторами.

Самое важное в обучении письму — сделать так, чтобы ребенку захотелось писать. Маленькие дети любят хвастаться тем, что они сделали, особенно когда чувствуют, что их работу оценили. Сколько их произведений сейчас вывешено на вашем холодильнике?

Детям нравится с гордостью демонстрировать свои достижения. Предоставьте им такую возможность: пусть они создадут собственные книги, которые потом будут перечитывать своим бабушкам и дедушкам, соседям и всем, кто приходит в гости.

Дайте ребенку чистые листы бумаги, картон, файлы и любые материалы, которые имеются у вас дома. Пусть он нарисует на каждой странице по рисунку и подпишет двумя-тремя предложениями каждый из них. (Дети помладше используют всякий повод, чтобы порисовать.) Рисунки можно упорядочить, чтобы из них получился рассказ, или они могут быть не связаны между собой. Поскольку детские навыки развиваются, стимулируйте ребенка использовать больше слов, чем картинок. Когда книга закончена, ее можно перечитывать снова и снова. Это разнообразит время, отводимое вами на чтение вслух.

Для Черил самой дорогой является книга о кроссовках, созданная ее пятилетним сыном. На первой странице он нарисовал пару абсолютно новых кроссовок. «Новые», — написал он. На второй странице была изображена та же пара, но уже побывавшая в грязной луже, с подписью: «грязные». На третьей — кроссовки сами шли в стиральную машину. «Помощь», — написал он. На странице 4 кроссовки были такими же новыми, как и на первой — «снова новые». Вероятно, это была реклама моющего средства! Когда Черил недавно перечитала эту книгу снова, она была приятно удивлена, заметив надпись: «Посвящена Маме и Папе».

Задания в данной книге разработаны таким образом, чтобы обучение происходило последовательно и постепенно и дети не могли перескочить даже через одну из стадий развития, но у них есть возможность как угодно экспериментировать в пределах каждого этапа, чтобы подготовиться к следующему. Занятия в этой главе сосредоточены не на технике письма. Здесь нет упражнений на пунктуацию или правила написания заглавных букв. Вместо этого в играх сделан акцент на творческие аспекты письма и мышление. Поскольку ваш ребенок будет часто писать, то он в любом случае овладеет механическими навыками письма, а вы в этом ему поможете.

Если ваш ребенок еще не готов к написанию букв, он все равно может участвовать в играх, при условии, что вы или ваш старший ребенок будете записывать его мысли. В данном случае механический акт помещения слов на бумагу будет отложен на более поздний этап развития. Если ребенок умеет выводить буквы, сделайте так, чтобы он писал слова, даже если не сможет их потом прочесть.

Навыки, на которые делается акцент в этой главе, включают объяснение, обобщение, предсказание, воображение, отстаивание мнения, предположение, суммирование. Эти навыки понадобятся вашему ребенку для того, чтобы стать креативным мыслителем и творческим писателем. Поэтому заточите карандаши и наслаждайтесь!

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Добавить в