Сортировщик

Май 7, 2011

 

Цель. Научить ребенка делить слова на звуки и определять их положение в слове; помочь понять, что одно и то же слово может относиться к нескольким категориям.

Необходимые материалы. Как можно больше картинок с изображениями разнообразных предметов. Вы можете вырезать их из журналов, каталогов, рекламных вкладышей или использовать картинки из других игр.

Количество игроков. От 2 до 4.

Время. Игра занимает около 5 минут.

Как играть. В процессе игры ее участники должны собрать как можно больше картинок определенной категории. Сначала каждый игрок выбирает категорию, которую будет собирать. Она может состоять из слов, которые начинаются на звук /д/ (или любой другой), или же это может быть категория по функциям (например, то, с чем вы играете, что едите), по цвету или другому признаку, который сделает игру веселой.

Разложите все картинки перед игроками, чтобы они рассмотрели их и выбрали те, которые подходят к их категории. Например, можно собрать все картинки с изображениями предметов, которые начинаются на звук /б/, или портреты людей, которые едят, или все картинки голубого цвета. Каждый игрок складывает свои картинки в стопку. Когда останутся только те картинки, которые не подходят ни к одной из выбранных категорий, игрок, у которого самая большая стопка, выигрывает.

Модификации для детей старшего возраста. Эта игра требует быстроты и сообразительности, и было бы нечестным включать в игру детей старшего возраста наряду с малышами, если только они не играют по разным правилам. Если разница в возрасте слишком велика, то пусть они выбирают картинки по очереди, таким образом дети постарше не смогут взять больше в силу своей сообразительности и большого опыта в категоризации. (В любом случае победитель будет, поскольку кому-то придется пропустить ход, если он не сможет найти картинку для своей категории.) Когда игроки закончат собирать картинки, можно напоследок всем вместе просмотреть оставшиеся, чтобы еще раз убедиться, что они не подходят ни к одной из выбранных категорий.

Подсказки и варианты. Вы можете использовать одни и те же картинки снова и снова, просто меняя категорию. Это может быть очень интересным, потому что одна картинка будет подходить к разным категориям. Например, картинку с изображением собаки можно отнести к категории звука /с/, потому что слово начинается на этот звук, к категории звука /л/, потому что у нее есть лапы, и к категории звука /ж/, потому что это животное. Главное, чтобы ваш ребенок мог объяснить причину, по которой он отнес ее к той или иной категории. В этом случае наряду с фонематическим пониманием будут развиваться творческие способности и гибкость мышления.

Игру можно усложнить, объявив участникам, что одна картинка должна соответствовать двум категориям. Например, предмет должен быть съедобным и голубого цвета.

Развиваемые навыки. Игра развивает разные виды навыков, в зависимости от того, как вы в нее играете. Если вы играете, группируя предметы по звукам в начале, середине и конце слова, то ребенок учится определять звуки в словах, а это важнейший шаг в фонематическом понимании. Если в игре предметы сортируются по виду, способу использования, цвету или другому признаку, то это помогает детям понять, каким образом предметы объединяются в большие категории. Этот вариант не имеет отношения к фонематическому пониманию, однако опыт в категоризации предметов поможет ребенку понимать смысл прочитанного, когда он научится читать. Если цель игры — собрать картинки, удовлетворяющие двум и более требованиям, то ваш ребенок учится выделять отдельные свойства определенного предмета — навык, необходимый в математике и естественных науках.

Похожие Посты

Добавить в