Слушай, слушай

Май 3, 2011

.

Помогаем своему ребенку развивать навыки фонематического понимания.

Когда мы помогаем нашим детям развивать навыки чтения, мы делаем им прекрасный подарок: легкость в общении. Мало того, что они смогут запоминать, воспроизводить и делиться информацией, полученной в классе, в них будет расти чувство собственного достоинства, которое они пронесут с собой через все годы обучения во взрослую жизнь. Дети с развитыми речевыми навыками и прочной основой для чтения будут успевать в школе, и этот успех подготовит их к вступлению в сложный мир, в котором мы живем.

Исследования показывают, что ранние школьные годы являются наиболее важными в процессе обучения ребенка; 80 процентов измеримых знаний ребенка развиваются к восьми годам. В этом возрасте у детей формируется чувство самоуважения, культурное своеобразие, независимость и способность взаимодействовать с окружающим миром. Они должны научиться использовать письменную и устную речь — читать и писать, если хотят стать творцами своего мира и независимыми взрослыми людьми. И этот процесс должен начаться, когда они еще очень маленькие.

Вообразите себя в зарубежной стране, скажем в Китае. Вы не понимаете язык и не только не можете прочесть слова, но даже распознать буквы алфавита. Как бы вы жили?

Для вашего маленького ребенка изначально ситуация не слишком отличается. Но вскоре он начинает узнавать ваши слова и подражать им. Со временем его подражание начинает приобретает смысл. К нему приходит понимание того, что произносимые слова состоят из отдельных звуков (фонем), и ему нравится играть с этими звуками. Когда вы читаете ребенку, он начинает понимать, что напечатанные слова также несут смысл, и приходит к выводу, что эти символы на бумаге соответствуют звукам, которые он слышит, когда разговаривает. С этого момента начинается волшебство чтения.

Когда ребенок учится читать, писать и ясно думать, навыки общения становятся его силой. Возможность быть понятым придает ему уверенности в себе.

Большинство из нас думает о чтении прежде всего как о способности распознавать буквы и произносить незнакомые слова. Хотя узнавание букв и сопоставление их с соответствующими звуками действительно является основой в развитии навыков чтения, следует рассмотреть более ранний, но не менее важный шаг: понимание того, что слова состоят из звуков.

На сегодняшний день большинство специалистов в области чтения признают важность понимания звуков устной речи до начала работы с печатными буквами слов. Они считают, что обучение маленького ребенка распознаванию отдельных звуков — фонем — в устной речи до того, как он пойдет в школу, значительно ускорит достижение успеха в обучении чтению.

Как родители мы знаем, что большинство маленьких детей учатся говорить и реагировать на устную речь самостоятельно. Однако этого недостаточно. Да, им необходимо понимать речь, чтобы читать. Но прежде чем они смогут понять значение написанного слова, они должны разобраться в его структуре и знать, что произносимые слова состоят из маленьких отдельных звуков. Если дети не усвоят это, печатные символы — буквы — будут для них бессмысленны.

Современные исследователи называют это фонематическим пониманием. Ведущие педагоги полагают, что способность слышать звук в словах — основной навык предчтения. Как только дети поймут, что произносимые слова состоят из отдельных звуков, они смогут связать эти звуки с печатными знаками. Этот навык является одним из важнейших в процессе обучения чтению. Знаменитый исследователь в области чтения Кит Станович заявил, что фонематическое понимание — лучший показатель раннего овладения чтением — даже лучше, чем показатель детского интеллекта (10.). Большинство специалистов в данной области с ним согласны.

Многие дети способны развить навыки предчтения достаточно легко, если на них постоянно воздействуют устной и письменной речью. Но они учатся этому быстрее через игру и развлечение. Поэтому чтение ребенку и игра со словами являются наиболее эффективными способами развития у него понимания и оценки звуков речи.

Игры в этом разделе составлены таким образом, чтобы показать вам, как, играя с языком, помочь ребенку развить фонематическое понимание. Язык, даже самый сложный, состоит из отдельных звуков, и, поскольку раннее развитие навыков чтения начинается с понимания звуков, на этом и основаны все игры. Отдельный звук, или фонема, в играх представлен в следующем виде: /м/. Помните, что этот знак обозначает не букву м, а звук «ммммммммм», который она образует в начале таких слов, как мишка, мышка, мама и море. Далее в этой главе вы найдете игры, позволяющие развить навыки распознавания букв, но в начале основное внимание уделяется отдельным звукам и их сочетаниям.

Вам не нужно быть учителями, чтобы играть в эти игры. Фонематическое понимание звучит научно, но на самом деле это не такое сложное понятие. Специалисты в области чтения считают, что фонематическое понимание состоит из следующих навыков:

• способности распознавать отдельные звуки, включая рифмы;

• способности произносить различные звуки, включая рифмы;

• понимания того, что устная речь и отдельные слова состоят из серии звуков, а предложения — из слов (вы демонстрируете это каждый раз, когда разговариваете с ребенком и читаете ему);

• способности распознавать отдельные звуки в начале, середине и конце слов и умения находить слова, у которых есть определенный звук в начале, середине и конце (вы практикуете это, когда называете первый и последний звук имени вашего ребенка);

• понимания того, что слова можно разбить на отдельные звуки — например, звуки /п/, /л/, /о/, /т/ могут быть соединены в слово плот;

• понимания того, что отдельные звуки могут быть удалены из слова, чтобы получилось новое — уберите /п/, и у вас получится слово лот;

• понимания того, что одно слово может состоять из нескольких других — например, паро/воз;

• алфавитного принципа, который заключается в том, что каждый звук соотносится с определенной буквой алфавита.

Игры в этой главе разработаны для того, чтобы развить и закрепить все эти навыки. Несмотря на то, что каламбур — игра в слова — всегда считался лишь развлечением, мы знаем, что он может внести значительный вклад в подготовку к чтению. В заданиях основное внимание уделяется игровой части каламбура, благодаря чему навыки развиваются в процессе приятного времяпрепровождения.

Первыми в главе идут игры для начального уровня развития навыка. Они помогут подготовить вашего ребенка-дошкольника к чтению. Однако фонематическое понимание будет развиваться и в начальной школе, и эти игры станут отличным подспорьем для тех детей, которые уже научились читать.

Большинство родителей помогают своим детям в изучении алфавита. По мнению ученых, важно, чтобы ребенок знал не только название буквы, но и звук, который она образует. Дети будут соотносить звуки речи с буквами и поймут, что написанное слово является знаковым воплощением произносимого. А это важный компонент обучения чтению.

Фонематическое понимание и знание алфавита помогут ребенку научиться читать. Вы же можете помочь ему приобрести эти навыки, просто играя с ним. Ваш энтузиазм отразится на детях, ведь вы будете смеяться вместе с ними. Поэтому выберите игру и наслаждайтесь!

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Добавить в