Слова, слова, слова

Май 10, 2011

 

Помогаем своему ребенку развивать навыки чтения

Как было сказано в главе 1, помощь ребенку в развитии навыков чтения — один из важнейших способов совместного времяпрепровождения. Помогая детям развивать фонематическое понимание, мы облегчаем им процесс обучения чтению.

Умение читать создает прочную основу для обучения в целом. Когда дети почувствуют себя учениками, они станут лучше успевать во всем, что будут делать в школе и позже во взрослой жизни.

В докладе Департамента образования «Что работает» говорится: «Успех в чтении напрямую зависит от того, сколько дети читают в школе и дома». Работая библиотекарем в школе, Пенни легко могла отличить детей, которые читают дома, от тех, которые этого не делают. При этом чем больше дети читали, тем больше им это нравилось.

Исследование показало, что неудачи в чтении в раннем возрасте могут иметь для детей серьезные последствия: может появиться неуверенность в себе и нежелание учиться. Вернемся, для примера, к предыдущей главе, в которой говорилось о вашем пребывании в другой стране. Естественно, вы знаете, что не сможете выучить язык сразу, но верите в то, что со временем вы его освоите хотя бы настолько, чтобы понимать людей, говорящих на нем. Не так ли? И у вас это получится, если вы не потерпели фиаско, когда только начинали; если вы видите связь между словами языка и тем, что вы уже знаете; если есть кто-то, кто поддерживает вас и помогает в изучении.

Поскольку ваш ребенок растет, его способность к обучению повышается. Успех порождает успех, а удовольствие оставляет хорошие воспоминания о процессе обучения. Когда то, что мы делаем, приносит радость, мы хотим продолжать заниматься этим. Поэтому если чтение ребенку в радость, он захочет читать больше и больше.

Дети учатся в разном темпе, но есть естественное продвижение в навыках чтения. Мы не можем запретить детям сравнивать себя с другими детьми в классе, но мы можем хвалить их за достижение собственных успехов. Когда у нас есть для них время и мы превращаем обучение в забаву, то тем самым показываем, что уверены в их способностях.

Игры в этой главе относятся к категории обучающих. Но вашим детям будет весело, и они, вероятно, даже не поймут, что, играя, они одновременно развивают свои умственные способности.

Вы можете помочь ребенку научиться читать и понимать смысл прочитанного. Начать процесс обучения следует с перехода от фонематического понимания к распознаванию слов. Помогите ему научиться выделять главные мысли, чтобы перейти на следующий уровень чтения, который заключается в умении делать выводы на основе прочитанного. Читая про термитов, ваш ребенок узнает, что это маленькие создания, причиняющие огромный вред лесным массивам. Он должен перенести эту информацию на следующий уровень и понять или хотя бы предположить, что при появлении этих насекомых в доме следует использовать специальные средства защиты. Читая о дельфинах, он должен не только запомнить определенную информацию, но и понять, почему различные организации по охране животных предпринимают так много усилий для спасения этих млекопитающих.

Конечно, в школе большое внимание уделяется изучению специальных вопросов: кто, что, когда, где. Умение отвечать на эти вопросы необходимо при пересказе, но нашим детям нужно уметь отвечать и на вопрос почему, чтобы научиться анализировать информацию, обобщать и применять полученные знания в жизни.

Ваш ребенок, скорее всего, знает сказку «Красная Шапочка» и легко может назвать основных героев, ответив на вопрос кто. Он наверняка может сказать, куда шла Красная Шапочка, во что она была одета, и, возможно, даже знает время суток. Но когда вы начинаете задавать вопрос почему, многие дети теряются. Почему Волк выбрал Красную Шапочку своей жертвой? (Его привлек головной убор?)

А это всего лишь обычная сказка. Что же будет, когда ребенок начнет читать более сложные вещи? Хватит ли у него интеллектуальных способностей понять больше, чем элементарные детали? В расслабленной домашней обстановке рядом с вами в качестве помощника вашему ребенку будет легче развивать интеллектуальные способности, которые понадобятся ему, когда задания станут сложнее.

Если мы хотим, чтобы наши дети хорошо читали, мы должны помочь им в этом. Если мечтаем о том, чтобы они стали интеллектуальными людьми, мы должны научить их думать. Если желаем, чтобы дети добились успеха в жизни, мы должны предоставить им такую возможность. При помощи игр, описанных в этой главе, можно не только научить ребенка читать, но и развить его интеллектуальные способности наряду с уверенностью в себе.

Игры в данной главе прививают детям положительное отношение к написанному слову, книгам и чтению. Ваш ребенок полюбит читать и научится делать это творчески и продуктивно.

Предыдущая глава сосредоточена на фонематическом понимании — навыке, который необходим детям, чтобы освоить технику чтения. В данной главе акцент сделан на том, чтобы помочь ребенку понять смысл того, что он читает. Игры, описанные в ней, стимулируют детей выделять главную мысль. Они дают ребенку возможность сравнивать и противопоставлять, находить причину и следствие, учат классифицировать и интерпретировать информацию, а также делать выводы и предположения. В играх используются книги, журналы и карты, чтобы развить у ребенка навыки исследования и изучения. Все задания способствуют расширению словарного запаса. Но самое главное — вашему ребенку будет приятно проводить с вами время.

Несмотря на то что эти игры развивают навыки чтения и устной речи, мы настоятельно рекомендуем вам тратить хотя бы час в день, чтобы почитать вслух для своего ребенка. Ежедневное чтение не только поможет ребенку научиться читать, но и доставит радость общения, которую вы можете разделить с ним, свернувшись калачиком в любимом кресле или кровати.

Поскольку детский слух обычно развит лучше их навыков чтения, читая ребенку, вы передаете ему больше информации, чем он получил бы, делая это самостоятельно. Когда вы читаете, указывайте пальцем на слова, которые произносите. Глядя на вас, ребенок научится ассоциировать устное слово с написанным, что является основой чтения.

Вы можете максимально использовать ваши занятия чтением, сделав их интерактивными. Большинству детей нравится слушать один и тот же рассказ снова и снова. Вместо того чтобы перечитывать его несколько раз, попросите малыша рассмотреть картинки и помочь вам продолжить рассказ. Или спросите его: «Что должно произойти на этой странице?» или «Что произойдет дальше?» Вы можете попросить ребенка повторить фразы, которые вы читаете, или, если он уже может читать самостоятельно, читайте предложения по очереди. Помогайте ему, если в этом есть необходимость, а когда прочтете рассказ, обсудите его.

Кроме того, играя, вы можете помочь детям развить навыки пересказа, понимания и интерпретации. Игры, описанные в этой главе, предназначены для занятий по чтению вслух. И если навыки, развиваемые в них, достаточно серьезные, то сами игры — нет. Они не предназначены для занятий в классе. Хохот, смех и щедрые аплодисменты приветствуются. Развлекайтесь!

Похожие Посты

Добавить в