Многословность

Май 26, 2011

.

Цель. Развивать навык сопоставления слов, основанного на сходствах в правописании.

Необходимые материалы. Карандаши и бумага.

Количество игроков. От 2 до 4.

Время. Отведите на игру от 20 до 30 минут.

Как играть. Участникам необходимо определить секретное слово. Один игрок, выступающий в роли ведущего, пишет слово на листе бумаги и прячет его от других. Затем он дает только одну подсказку о секретном слове: количество букв в нем. Остальные игроки по очереди называют слова, в которых столько же букв. После каждого произнесенного слова ведущий подсказывает, есть ли в нем буквы, которые совпадают с буквами исходного слова, но называет только их количество.

Процесс кажется сложным, но на самом деле он очень простой. Например, ведущий выбирает секретное слово луна. Он говорит другим участникам игры, что в слове четыре буквы. Каждый игрок ставит четыре горизонтальные черточки в верхней части листа. Первый игрок называет слово рука. Все остальные записывают буквы Р, У, К, А под чертами:

Ведущий говорит, что в секретном слове и в слове рука есть две одинаковые буквы. Но не говорит какие. Следующий игрок пытается придумать слово, в котором есть хотя бы две буквы слова рука. Он может предложить слово риск, которое игроки должны записать под словом рука:

Когда ведущий сообщает, что ни одна из букв слова риск не совпадает с буквами секретного слова, то игроки уже знают, что букв Р и К нет в секретном слове, а У и А — есть. Они помечают это на своих листах, вычеркивая буквы, которых однозначно нет в исходном слове, и записывая две угаданные над чертами вверху страницы.

Теперь игрокам известны две буквы, но они до сих пор не знают, как они расположены в секретном слове. Следующий игрок называет слово, в котором есть У и А — например, лужа. Ведущий сообщает игрокам, что в слове лужа имеется три буквы секретного слова. Однако они и на этот раз не могут сказать, какая из двух совпадает — Лили Ж. Поэтому следующий участник называет слово, содержащее Л или Ж плюс У и А и еще одну букву, которая определенно не подходит — лука. Теперь игроки знают, что секретное слово содержит букву Л, поскольку буква К уже была исключена. Обновляем таблицу:

Игрокам уже известны три из четырех букв, но они не знают их порядок в слове. Следующий участник пытается отгадать слово, состоящее из трех известных букв и одной дополнительной. Он может предложить слова баул, улан или правильное слово луна. Если он Не угадал исходное слово, то шанс сделать это появляется у другого игрока. Если же он угадал буквы, но расположил их в другой последовательности, то ведущий говорит, что буквы правильные, но их порядок в слове иной. И у того, кто отгадывает, появляется еще одна попытка. Игрок, которому удается назвать секретное слово, побеждает.

Ух! Обычно для того, чтобы разобраться, как играть, требуется целый раунд, но это стоит таких усилий.

Модификации для детей старшего возраста. Очевидно, что эта игра разработана для детей старшего возраста и не требует никаких изменений.

Подсказки и варианты. Если участвуют только 2 игрока, пусть они загадывают секретное слово по очереди. Проследите за тем, сколько попыток понадобится каждому из них, чтобы угадать его. Игрок, которому удалось сделать это за меньшее количество ходов, выигрывает. Не забудьте, что длина и сложность слов должны соответствовать возрасту ребенка. Вы можете разнообразить игру, сделав так, чтобы дети использовали в качестве секретных слова из домашнего задания, например из словарного диктанта или слов на определенное правило. Допустим, если они проходят правила правописания сочетаний жи-ши, то пусть используют для игры слова с этими сочетаниями — живот, ширма или стрижи.

Чтобы облегчить задачу для детей младшего возраста, позвольте ведущему называть буквы, которые совпадают с буквами секретного слова. Например, если исходное слово пуна, а предложенное игроком — рука, то ведущий должен сказать, что буквы ума есть в секретном слове.

Развиваемые навыки. В этой игре от ребенка требуется подбирать слова, исходя из количества букв и способов их сочетания. Ребенок будет разбивать слова на категории, основываясь на их длину и правила правописания. Он сможет овладеть навыками правописания без зазубривания слов, поскольку поймет, что часто слова подчиняются общим правилам. Кроме того, эта игра развивает способность концентрироваться.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Добавить в