Что?

Июн 5, 2011

.

Помогаем ребенку развивать стратегии запоминания

Какой номер телефона у вашего лучшего друга? Когда день рождения у вашей свекрови? Как выглядели соседские дома там, где вы выросли? Когда вы отвечаете на эти вопросы, то используете стратегии запоминания, которыми вы пользуетесь в течение многих лет. Когда вы постоянно набираете номер телефона своего друга, это помогает вам его запомнить, а на вашем календаре наверняка отмечены дни рождения близких вам людей. Когда вы вспоминаете своих бывших соседей, вы, скорее всего, мысленно себе их представляете. Все эти стратегии помогают вам запоминать информацию.

Умение пользоваться стратегиями запоминания необходимо вашему ребенку. Независимо от того, помогут ли они ему запомнить имя друга в детском саду или фамилии президентов, эти навыки являются очень важными. И хотя процесс обучения в школе непосредственно связан с памятью, к сожалению, очень мало времени отводится на развитие стратегий запоминания.

Как мы можем помочь? Очень просто — обучить наших детей этим стратегиям. Мы можем продемонстрировать, насколько повторение облегчает запоминание и какую пользу может принести категоризация информации. Иногда гораздо легче показать, что записывание или рисование способствуют более точному воспроизведению того, что мы видим или слышим, если информация разделена на «порции».

Игры в данной главе разработаны для того, чтобы улучшить память вашего ребенка. Они дают ему возможность попрактиковаться в использовании стратегий, которые помогут запомнить важную информацию. Память помогает детям научиться правописанию, понять смысл прочитанных текстов, изучить основы математики, узнать важные исторические факты и достичь высокого уровня интеллектуального развития.

Повторение — это элементарная стратегия, которую могут использовать даже дети. Маленькие дети подражают вашим словам и выражениям и таким образом учатся говорить. Хотя повторение ограничено по сфере применения, оно подходит для некоторых обучающих ситуаций, например для запоминания таблицы умножения.

Дети используют стратегии разделения и категоризации, чтобы запоминать объемную и сложную информацию. Ваш малыш пользуется стратегией разделения информации на части, чтобы выучить алфавит, например, при помощи «Песенки про алфавит», в которой буквы распределены по группам: «АБВГ ДЕЖЗ ИКЛМ НОПР…», или чтобы запомнить телефонные номера — сначала первые три цифры, затем четыре последние. Дети постарше разбивают информацию при изучении общественных наук. Вместо того чтобы пытаться запомнить все об Индии за один раз, они могут разделить сведения о ней на секции, а затем изучать каждую из них отдельно — климат, праздники, правительство и т. д. После того как дети освоили один раздел, они переходят к следующему, пока не выучат и не запомнят всю информацию в целом.

Когда дети учатся категоризировать информацию, они не только улучшают свою память, но и начинают создавать абстрактные ассоциации, которые развивают их интеллектуальные способности. В раннем возрасте этот вид стратегии помогает им отличать числа от букв. Позже он поможет им разделять такую информацию, как, например, водоплавающие животные и животные, обитающие на суше. На более продвинутом уровне эта стратегия помогает детям видеть сходства предметов и явлений и их отличия и сопоставлять новую информацию с той, которая им уже известна.

Самая удивительная и самая важная стратегия запоминания — это визуализация, или способность создавать мысленные образы. Визуализация помогает улучшить все виды памяти; если ребенок может что-то себе представить, значит, он может это запомнить. Представьте себе, что их зрительная память — это видеокассета, которую можно просмотреть снова и снова, если есть необходимость извлечь информацию.

Некоторые концепции чтения используют стратегию визуализации, чтобы помочь детям запомнить то, что они прочли. Эти концепции предлагают ученикам мысленно представлять себе информацию, которую они читают или слышат, в виде картинок. Затем дети «просматривают» свои картинки, чтобы закрепить их в памяти. Наконец, они «пересказывают» то, что видят на них. Это трехступенчатый процесс помогает развить навыки восприятия информации на слух, навыки понимания прочитанного и память.

Для большинства детей визуализация сложна. Живя в мире, где так много информации предоставлено в зрительном формате, современные дети испытывают трудности в создании мысленных образов. Дети, которые часами сидят у экранов телевизоров или читают только иллюстрированные книги, теряют способность к визуализации. Картинки предлагаются им так часто, что они просто не знают, как создать образ в своем воображении. Однако на практике это важное умение развивается.

Игры в этой главе побуждают детей создавать свои собственные образы, чтобы запомнить информацию. В дополнение к этим играм вы можете читать своему ребенку книги без картинок или слушать с ним радиопередачи или аудиокниги. Это дает детям возможность развивать воображение.

Все игры в этой главе помогают детям упорядочить свои мысли. А такой тип мышления поможет им на всех уровнях развития. Поэтому выключите телевизор и компьютер и приготовьтесь заряжать батарейки памяти.

comments powered by HyperComments

Похожие Посты

Добавить в